Официальный сайт Окружной общественной организации "Федерация баскетбола Ханты-Мансийского автономного округа-Югры"

Окружная общественная организация "Федерация баскетбола Ханты-Мансийского автономного округа-Югры"

Адрес: Россия, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, г.Мегион, ул.Советская 10


Телефон: (34643)2-45-50

E-mail: sportscool-1@mail.ru

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА№1»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 

«отделения  БАСКЕТБОЛ»

Мегион, 2010год

 СОДЕРЖАНИЕ

 Введение………………………………………….1

  1. Пояснительная записка …………………………2
  2. Основные  задачи реализации программы…….6
  3. Условия реализации программы……………….7
  4. Требования к знаниям и умениям……………...8
  5. Примерное тематическое планирование……….9-17
  6.  Нормативные требования ОФП………………..15
  7. Нормативные требования СФП………………..16
  8. Методические рекомендации…………………..18
  9. Применение схем в тактике……………….........22
  10.  Подвижные игры для групп начальной подготовки..24- 27
  11. Программный материал для 9 лет обучения…………………27
  12. Учебный план- график распределения программного материала для всех годов обучения……………………………..41-42
  13. Список используемой литературы для подготовки программы…….43

Введение

       Баскетбол – одна из интереснейших  спортивных игр. Родиной баскетбола является Америка. В 1891 году эту игру изобрел преподаватель физического воспитания спрингфилдской тренировочной школы в штате Массачусетс Джеймс Нейсмит.

С 1936 года баскетбол включен в программу олимпийских игр. Сборная мужская   команда нашей страны стала олимпийским чемпионом в 1972г., а женская сборная дважды – в 1976 и 1980 гг. завоевывала олимпийские медали.

       Интерес к баскетболу с каждым годом растет, поэтому по массовости и популярности он опережает многие виды спорта. У баскетбола есть ещё одно ценное качество – он универсален. Так, систематические занятия баскетболом оказывают на организм школьников всестороннее развитие, повышают общий уровень двигательной активности, совершенствуют функциональную деятельность организма, обеспечивая правильное физическое развитие. урок баскетбола в школе рассматривается нами как средство не только физической подготовки, освоения технической и тактической стороной игры, но и повышения умственной работоспособности, снятия утомления учащихся, возникающего в ходе занятий по общеобразовательным дисциплинам.

Баскетбол формирует такие положительные навыки и черты характера, как умение подчинять личные интересы коллектива, класса, команды, взаимопомощь, чувство долга.

Общеобразовательная школа должна, начиная с первого класса, воспитывать физически крепкое молодое поколение с гармоничным развитием физических и духовных сил.

Польза от занятий баскетболом огромна – вовлечение учащихся в регулярные занятия баскетболом должно всемерно поощряться, это не погоня за медалями и рекордами, - это здоровье миллионов, это готовность к труду, это подготовка к военной службе.

Цель программы заключается в гармоничном физическом и духовно-нравственном развитии личности учащихся, воспитании из них достойных представителей своего народа и патриотов своей Родины, граждан своего государства, сознающих ценность явлений жизни и человека.

Важнейшее требование к занятиям - дифференцированный подход к занимающимся, учитывая их состояние здоровья, физическое развитие, двигательную подготовленность, а также знание навыков для самостоятельных занятий.

В данной программе предполагается использовать современные методики, основанные на постоянном изучении всех элементов  баскетбола и тактики, с последующим совершенствованием игры в целом.

«В баскетбол играть легко, но трудно играть хорошо».

                                        Джеймс Нейсмит

 ПЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Физическая культура и спорт – обширное  педагогическое пространство. На уникальные возможности спортивных занятий в воспитании цельной, разносторонней личности обращали внимание еще великие греки – философы Сократ, Платон, Аристотель и другие. В генетической программе каждого человека изначально заложен огромный запас прочности, однако известно, что сейчас здоровье российского населения, прежде всего молодежи, оставляет желать лучшего. Это связано с наличием постоянно углубляющегося противоречия между возросшими адаптивно-соматическими, психологическими и генетическими возможностями современного человека с одной стороны и резким уменьшением его двигательной активности как регулятора состояний и функций организма – с другой. Тем более возрастает значение физкультурных занятий в школе как важнейшей части всей программы оздоровления населения, укрепления здоровья, создания в детстве и юности надежной основы будущей долголетней и здоровой жизни. Главным фактором школьной  спортивной жизни мы считаем внеклассную работу.

Спортивную подготовку в системе дополнительного образования детей мы рассматриваем в качестве специализированного процесса использования физических упражнений с целью развития и совершенствования свойств и способностей, обуславливающих формирование двигательных навыков и физических качеств   школьников. Кроме того, актуальность физкультурно-спортивного направления деятельности обуславливается тем, что в детском возрасте двигательные навыки развиваются наиболее интенсивно, так как в этот период происходит формирование всего биодвигательного аппарата и физических качеств. Слабое, негармоничное развитие мышечной системы значительно задерживает развитие двигательных способностей ребенка.

Как известно, игра с давних пор составляет неотъемлемую часть жизни человека. Она занимает досуг, воспитывает, удовлетворяет потребность в общении, получении информации, дает приятную физическую нагрузку. Кроме того,  игра оказывает благотворное влияние на формирование творческой души, развитие физической силы и способностей. В игре растущий человек познает окружающий мир, жизнь, ищет себя. Спортивные игры направлены на всестороннее физическое развитие и способствуют совершенствованию многих необходимых в жизни двигательных и морально-волевых качеств. Это и стало основной целью созданной нами программы дополнительного образования детей «Баскетбол».

Основными задачами программы «Баскетбол» являются:

  1. укрепление здоровья школьников;
  2. содействие правильному физическому развитию детского организма;
  3. приобретение учащимися необходимых теоретических знаний;
  4. овладение юными баскетболистами основными приемами техники и тактики игры;
  5. воспитание у ребят воли, смелости, настойчивости, дисциплинированности, коллективизма, навыков культурного поведения, чувства дружбы;
  6. привитие учащимся организаторских навыков.

Важнейшими дидактическими принципами обучения являются сознательность и активность, наглядность, доступность, индивидуализация, систематичность, последовательность, прочность. Основная задача педагога дополнительного образования состоит в умении правильно сочетать принципы обучения на занятиях по баскетболу в зависимости от возраста учащихся, их индивидуальных способностей усваивать учебный материал и черт характера.

Ведущими методами обучения, рекомендуемыми данной программой являются:

  • словесные методы, создающие у учащихся предварительное представление об изучаемом движении. Для этой цели рекомендуется использовать: объяснение, рассказ, замечания; команды, распоряжения, указания, подсчет и т.д.
  • наглядные методы – применяются главным образом в виде показа упражнений, учебных наглядных пособий, видеофильмов. Эти методы помогают создать у учащихся конкретные представления об изучаемых действиях;
  • практические методы: метод упражнений, игровой метод, соревновательный.               Главным является метод упражнений, который предусматривает многократное повторение движений. Разучивание упражнений осуществляется двумя способами:  - в целом;  - по частям. Игровой и соревновательный методы применяются после того, как у учащихся образовались некоторые навыки игры.

В основу методики физической подготовки по программе «Баскетбол» положена концепция тренировки, как научно обоснованная теория управления повышением физического потенциала школьников. Высокий уровень развития двигательных качеств и способностей, общей и физической работоспособности могут быть приобретены воспитанниками путем тренировки, путем реализации целенаправленного процесса адаптации их к двигательной деятельности необходимого объема и достаточной интенсивности.

Программа «Баскетбол» является долгосрочной, рассчитанной на 4 года. Для обучения набираются все желающие в возрасте от 12 до 17 лет  не имеющие медицинских противопоказаний для занятий спортивными играми. Реализация программы проходит в   4 этапа, соответствующих году обучения.

Наиболее распространенными формами работы с детьми при реализации данной программы являются тренировки, обучающие игры, двусторонние игры, товарищеские встречи, соревнования различных уровней.

Показателями результативности программы являются:

  • Повышение роли атлетической подготовки. Ее направленность определяется морфофункциональными и психологическими особенностями школьников, используется в зависимости от этапа подготовки в развивающем, поддерживающем и компенсирующем режимах.
  • Повышение эффективности средств технико-тактической подготовки;
  • Приобретение опыта борьбы с другими командами;
  • Специализированность всех средств подготовки воспитанников.

Основными факторами, обуславливающими эффективность физической деятельности учащихся по итогам реализации программы «Баскетбол», являются:

  • Социальные черты личности, мотивация к физической активности;
  • Технико-тактическая подготовленность;
  • Общая и специальная физическая подготовленность;
  • Психологическая подготовленность;
  • Показатели психических процессов;
  • Особенности темперамента, эмоционально-волевой сферы, типологические свойства нервной системы;
  • Благоприятное функциональное состояние на базе хорошего здоровья;
  • Антропометрические показания;
  • Возраст и стаж физических занятий;
  • Успешность игровой деятельности.

Для проведения контрольных испытаний выделяются специальные учебные часы. На основании результатов контрольных испытаний рекомендуется вносить оперативные   коррективы в учебный процесс, а также решать вопрос об уровне подготовленности занимающихся.

 ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

       Основными задачами реализации программы являются:

  1. .Развитие мотивации личности к познанию и самосовершенствованию.
  2. Формирование потребности в регулярных занятиях физической культурой и спортом.
  3. Укрепление здоровья, повышение работоспособности.
  4. Профилактика асоциального поведения.
  5. Коррекция психофизического развития.
  6. Организация условий для полезного проведения свободного времени.
  7. Воспитание силы воли, мужества, стойкости, патриотизма.

 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

 В течение девяти  учебных лет путем многократных тренировочных занятий достичь и выработать у баскетболистов наиболее правильного выполнения основных технико-тактических приемов и действий, дающих возможности  участвовать на крупных соревнованиях по баскетболу .

Настоящая программа включает в себя материал, освоение которого дает возможность детям добиваться хороших результатов не только в баскетболе, но и в духовно-нравственном развитии формирований здорового образа жизни, а также повышения уровня общей физической подготовки в целом.

Продолжительность подготовки детей для участия в соревнованиях на начальном этапе занятий баскетболом  должна быть не менее одного учебного года.

 РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА

 В УЧЕБНЫХ ЧАСАХ

Распределение программного материала в учебных часах проводится на усмотрение тренера -  преподавателя, с учетом:

  1. Количества занятий в неделю
  2. Количества часов отведенных на одно занятие.
  3. Наличие материальной базы и размеров спортивного зала, спортивной площадки.

 ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ

 К концу первого года дети должны:

Знать

 – технику безопасности при занятиях спортивными играми;

 - историю Российского баскетбола;

 - лучших игроков края и России;

 - знать простейшие правила игры.

Уметь

 -  выполнять перемещения в стойке;

 - остановку в два шага и прыжком;

 - выполнять ловлю и передачу мяча с места, в шаге, со сменой места после передачи;

 - бросать мяч в корзину двумя руками от груди с места;

 - владеть техникой ведения мяча по прямой, с изменением скорости.

К концу второго года обучения:

Знать

 - правила личной гигиены;

 - следить за выступлением краевых команд в Российском чемпионате;

 - знать азбуку баскетбола (основные технические приемы).

Уметь

 - передвигаться в защитной стойке;

 - выполнять остановку прыжком после ускорения и остановку в шаге;

 - ловить и передавать мяч двумя и одной рукой в движении без сопротивления;

 - выполнять ведение мяча с изменением направления в различных стойках;

 - владеть техникой броска одной и двумя руками с места и в движении;

 - играть по упрощенным правилам мини-баскетбола.

 К концу третьего года обучения:

Знать

 - профилактику травматизма на занятиях;

 - основные этапы Олимпийского движения;

 - правила проведения соревнований.

Уметь

 -  выполнять броски мяча в корзину одной и двумя руками в прыжке;

 - владеть технико-тактическими действиями при вбрасывании мяча в игру;

 - вырывать и выбивать мяч;

 - играть в баскетбол по правилам.

 К концу четвертого года обучения:

Знать

 - оказание первой доврачебной помощи;

 - официальные правила ФИБА.

Уметь

 - выполнять челночный бег с ведением мяча;

 - ловить и передавать мяч при передвижении в двойках и тройках;

 - владеть технико-тактическими действиями в защите и нападении;

 - выполнять бросок в прыжке после ведения и ловли мяча в движении;

 - выполнять судейство; 

 - играть в баскетбол по правилам.

 К  концу пятого года обучения:

Знать

 - значение занятий физической культурой в профилактике вредных привычек.

 - жесты судей, заполнение технического и игрового протокола.

Уметь

 - выполнять технико - тактические действия в нападении (быстрое нападение) и защите (перехват мяча; борьба за отскок);

 - вести мяч без зрительного контроля;

 - применение персональной защиты;

 - играть в баскетбол в условиях, приближенным к соревнованиям;   участие в  квалификационных соревнованиях.

 К концу шестого, седьмого, восьмого и девятого  года обучения:

Знать

 - основные положения закона Российской Федерации в области физической культуры;

 - правила организации и судейства  квалификационных соревнований по баскетболу.

Уметь

 - выполнять технические приемы и командно-технические действия в нападении и защите;

 - атаковать кольцо в прыжке с дальней и средней дистанции с определенных точек площадки; с сопротивлением защитника;

 - применять позиционное нападение и зонную защиту;

 - играть в баскетбол в условиях соревновательной деятельности.

 Примерное тематическое планирование

для групп начальной подготовки первого года обучения (3-4 класс)

 Разделы

 

Группы и приемы

Способы и разновидности

Упражнения без мяча

Основная стойка, передвижения приставными шагами; остановка двумя шагами и прыжком

С изменением направления;

с чередованием скорости передвижений

 

 

Упражнения с мячом

Ловля и передача мяча двумя руками от груди в парах и тройках

Стоя на месте, при передвижении приставным шагом левым правым боком

Ведение мяча на месте, в движении

По прямой, по кругу, «змейкой»

Броски мяча в корзину двумя руками от груди;

Бросок мяча в баскетбольный щит одной (двумя) руками от груди после ведения

С места; снизу (выполнение штрафного броска)

Упражнения специальной физической и технической подготовки

Игра по упрощенным правилам

Подвижные игры

«Воробьи и вороны», «Пятнашки», «Мяч соседу», «Передача мячей в колоннах», «Мяч на полу», «Круговая охота», «Ловля парами», «Борьба за мяч», «Защита стойки», «Салки спиной к щиту»

Эстафеты с мячом

Рекомендуется  варьировать условия проведения, число участников, инвентарь, время проведения и др.

 Примерное тематическое планирование

для второго года обучения (5 класс)

 Разделы

 

Группы и приемы

Способы и разновидности

Упражнения без мяча

Прыжок вверх толчком одной с приземлением на другую; передвижения в основной стойке; остановка прыжком после ускорения; в шаге

С изменением направления;

с чередованием скорости передвижений

 

 

Упражнения с мячом

Ловля мяча после отскока от пола;

Ловля и передача мяча с шагом

На месте и в движении

Ведение мяча на месте и в движении, с изменением направления

С изменение скорости передвижения; с отскоком мяча на разную высоту

Бросок мяча двумя руками снизу и от груди после ведения - обучение

Бросок одной рукой с места - повторение

Упражнения специальной физической и технической подготовки

Игра в баскетбол по упрощенным правилам

Подвижные игры

«Салки», «Мяч капитану», «Всадники», «Ловец и перехватчик», «Салки в тройках», «Не давай мяч водящему», «Мяч своему»

Эстафеты с мячом

Упражнения с мячом и без мяча, постепенно усложняющихся к игровым формам и др.

 Примерное тематическое планирование

для третьего года обучения (6 класс)

 Разделы

 

Группы и приемы

Способы и разновидности

Упражнения без мяча

Повороты вперед и назад; на месте

Правило поворота на опорной ноге

 

Упражнения с мячом

Ловля катящегося мяча;

Передача одной рукой от плеча после ведения

На месте и в движении

Ведение мяча  с изменением направления

С меняющейся высотой отскока

Бросок мяча в прыжке одной рукой с места

Штрафной бросок

Технико-тактические действия

(индивидуальные и командные)

Передвижения защитника при индивидуальных защитных действиях; вырывание и выбивание мяча;

перехват мяча;

борьба за мяч, не попавший в корзину;

взаимодействие в нападении; взаимодействие при вбрасывании мяча судьей и с лицевой линии

Защитные действия при опеки игрока с мячом и без мяча.

 

 

 

 

Быстрое нападение.

 

С игроком команды и соперником.

Упражнения специальной физической и технической подготовки

Игра в баскетбол по правилам

 Примерное тематическое планирование

для групп УТГ 1- года обучения (7 класс)

 Разделы

 

Группы и приемы

Способы и разновидности

 

Упражнения

с мячом

Ведение мяча с обводкой пассивного и активного защитника

От одной линии штрафного броска до другой (14,4м) –

4 раза (челночный бег)

Ловля катящегося мяча; ловля в 2-х и 3-х;

 

Двумя и одной рукой;

 

Передача мяча одной рукой снизу на месте;

Передачи на месте, при встречном движении и с отскоком от пола

По высокой траектории с расстояния 12 -16м с места и в движении

Бросок от головы; бросок снизу двумя руками

В прыжке, после ведения и ловли мяча в движении

Технико-тактические действия.

Отработка тактических игровых комбинаций

Быстрое нападение;

Нападение быстрым прорывом;

 

Одним, двумя или тремя  игроками

Индивидуальные защитные действия – перехват мяча, борьба за мяч, не попавший в корзину

Пассивное и активное сопротивление

Упражнения специальной физической и технической подготовки

Игра в баскетбол по правилам

 Примерное тематическое планирование

для второго и третьего  года обучения (7- 8 класс)

 Разделы

 

Группы и приемы

Способы и разновидности

 

 

 

 

 

 

 

Упражнения

с мячом

Ведение мяча без зрительного контроля

С изменением направления;

После ловли в движении

Ловля мяча с полуотскока;

Ловля высоко летящего мяча

Двумя и одной рукой

 

Передачи мяча в движении

После ведения

Передача мяча двумя руками от груди в 3-х, в движении по восьмерке с броском по кольцу

 

 

Передача мяча одной рукой снизу в движении после отскока

В прыжке в любом направлении

 

Бросок в прыжке с дальней и средней дистанции;

С удобных и произвольных точек площадки

Бросок одной и двумя руками в прыжке

(юноши)

Бросок одной рукой с замахом

 

Командные и индивидуальные

технико-тактические действия

Персональная защита

 

Быстрое нападение;

Перехват мяча; борьба за мяч, не попавший в корзину

Пассивное и активное сопротивление

Совершенствование индивидуальной техники в ранее изученных упражнениях

Упражнения специальной физической и технической подготовки

Игра в баскетбол в условиях, приближенных к соревнованиям

 Примерное тематическое планирование

Для четвертого и пятого  года обучения (10-11кл.)

 Раздел

 

Группы и приемы

Способы и разновидности

 

 

 

 

 

Совершенствование

технических приемов

Ведение мяча

совершенствование

Ловля высоко летящих мячей в прыжке

Ловля мяча переданного сзади, при беге по прямой

и после отскока от щита

Передачи мяча в движении

 после ведения

Передача мяча одной рукой переводом

 

 

Передачи мяча от головы

 

Бросок в прыжке с дальней и средней дистанции;

 

С определенных точек площадки

Бросок двумя рукам над головой в прыжке с неизвестного заранее места

С преодолением сопротивления двух противников

Бросок над головой сбоку (крюком) с места

В движении, прыжке, после ловли мяча

Командные и индивидуальные

тактические действия

Взаимодействие игроков в нападении и защите;

Добивание мяча;

Борьба двух защитников с двумя нападающими за отскочивший мяч после неудачного броска

 

 

Расстояние броска меняется

 

Позиционное нападение

 

Зонная защита

2-3, 3-2, 2-1-2

Смешанная защита

 

Совершенствование индивидуальной техники в ранее изученных упражнениях

Упражнения специальной физической и технической подготовки

Игра в баскетбол в условиях соревновательной деятельности

 Нормативные требования по ОФП

 

Контрольные упражнения

 

 

пол

Показатели

9 лет

12 лет

5

4

3

5

4

3

 

Бег 60 м (с)

м

10,1

10,6

11,1

9,8

10,3

10,8

ж

10,5

11,0

11,5

10,0

10,5

11,0

Челночный бег 4х10 м (с)

м

11,5

12,0

12,5

10,9

11,4

11,9

ж

11,7

12,2

12,7

11,2

11,7

12,2

Прыжок в длину с места (см)

м

170

160

150

175

165

155

ж

160

150

145

166

158

150

 

 

Контрольные упражнения

 

 

пол

Показатели

9 лет

12 лет

5

4

3

5

4

3

 

Бег 60 м (с)

м

8,9

9,4

10,1

8,6

9,3

10,0

ж

10,0

10,4

10,8

9,7

10,1

10,5

Челночный бег 6х10 м (с)

м

16,7

17,7

18,7

16,2

17,2

18,2

ж

17,8

19,0

20,2

17,7

18,9

20,1

Прыжок в длину с места (см)

м

195

185

170

205

190

175

ж

170

160

150

175

165

155

 

 

Контрольные упражнения

пол

Показатели

15 лет

16 лет

17- 18  лет

5

4

3

5

4

3

5

4

3

Бег 100 м (с)

м

14,0

14,5

15,1

13,8

14,4

15,0

13,1

13,7

14,3

ж

17,2

17,9

18,6

16,2

16,9

17,6

15,8

17,5

18,2

Челночный бег 10х10 м/с

м

27,2

29,0

31,0

24,5

26,0

28,0

25,0

27,0

28,5

ж

30,5

31,7

33,0

29,5

31,0

32,0

28,6

30,0

31,0

Прыжок в длину с места

м

220

210

195

235

220

210

240

225

215

ж

180

170

160

186

175

164

185

175

165

 Нормативные требования по СФП

Продолжение »

Адрес: 626680, Россия, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра,
город Мегион, улица Советская дом 10.
тел.факс: (34643) 2-45-50, 2-46-76
E-mail: sportscool-1@mail.ru

© ugrabasket